Отрасль высоких технологий и тяжелая промышленность ОАЭ

Стремление правительства сосредоточить внимание на развитии отрасли высоких технологий, в первую очередь, было обусловлено планом перехода на высокодоходную производственную деятельность в долгосрочной перспективе. Абу-Даби, фактически, стал первым эмиратом, принявшим данную политику, в момент создания компании Mubadala несколькими годами ранее. В настоящее время компания владеет и занимается реализацией ряда инициатив в области высоких технологий, включая, помимо прочего, производство воздушных судов и создание современных микросхем.

Притом, что данный конкретный сегмент еще не участвует в формировании местного ВВП, по прогнозам, он станет мощным источником дохода, что соответствует долгосрочному плану стратегического развития Абу-Даби. Эмират Абу-Даби задался целью сократить объем «нефтяного» ВВП с 65 % до 36 % в формировании совокупного ВВП.

В качестве примера такого развитого подхода к инвестированию можно привести компанию Mubadala Aerospace2, которая в начале 2011 года объявила о намерении получить к 2018 году прибыль от партнерства с Ferrari и Tata, созданного для производства первого в ОАЭ служебного реактивного самолета среднего размера. В действительности, это будет одним из четырех направлений авиационно-космической промышленности, которые правительство Абу-Даби окрестило потенциальными генераторами доходов. Остальные три направления включают техническое обслуживание и ремонт коммерческих и военных самолетов, производство деталей для самолетов и обучение на высоком уровне.

Высокопоставленные должностные лица и эксперты по рынку сошлись во мнении, что Абу-Даби обладает хорошими возможностями преуспеть в авиакосмическом секторе по трем причинам. Во-первых, данный сектор требует значительных финансовых ресурсов, что не является проблемой для богатого нефтью эмирата. Во-вторых, данный вид промышленности требует больших затрат энергии, которая может быть предоставлена Абу-Даби по конкурентным тарифам. Третий фактор имеет отношение к кадровым ресурсам, поскольку сфера высоких технологий обычно сильно зависит от экспертных систем и робототехнического оборудования, нежели от массовой рабочей силы. Учитывая налаженную динамичную систему образования, Абу-Даби будет способен обеспечить данную отрасль необходимыми высококвалифицированными специалистами из числа занятого местного населения.

Производство современных микросхем- еще один высокодоходный сегмент. Абу-Даби приобрел компанию, являющуюся одним из лидеров в области производства процессоров, Advanced Micro Devices, более известную, как AMD. В настоящее время компания сотрудничает с The Advanced Technology Investment Company (Atic), группой по технологиям Mubadala — инвестиционного фонда при правительстве Абу-Даби, и Global Foundries в отношении строительства предприятия по производству полупроводников в Абу-Даби стоимостью 6 млрд долл. США. Хотя это всего лишь начало, ожидается, что данное событие укрепит финансовую самоокупаемость для участников проекта, а также создаст еще большие инвестиционные возможности для различных заинтересованных лиц.

Тем временем «Дубайский силиконовый оазис» (Dubai Silicon Oasis) предоставляет интересные возможности для создания наукоемких отраслей промышленности и использования этого динамично развивающегося эмирата в качестве региональной стартовой площадки.Запервую половину 2011 года прибыль DSO достигла 88 млн долл. США, при этом по сравнению с тем же периодом 2010 года рост составил 4 %.

Кроме того, цифры показывают, что свободная зона высоких технологий переживает 32 % рост в отношении количества регистраций компаний, при этом общее количество компаний, осуществляющих свою деятельность в технологическом парке, составляет 482. Клиентский портфель DSO в настоящее время включает 65 % высокотехнологических компаний, начиная с IT компаний и компаний по производству радиоэлектронного оборудования и до телекоммуникационных компаний, производителей полупроводников и энергетических компаний. Сектор проектирования и розничных продаж представляет 6 % в каждой из общего числа компаний, тогда как 25 % занимает различная коммерческаядеятельность.

Европейские и американские компании составляют 47 % от общего числа компаний, осуществляющих свою деятельность в DSO. Доли азиатских компаний и компаний стран Ближнего Востока и Северной Африки составляют 19 % и 34 % соответственно. В рамках обеспечения своих партнеров хорошо подготовленными сотрудниками в DSO недавно открылся Технологический институт Рочестера (RIT), который в настоящее время размещается на территории свободной экономической зоны, что способствует увеличению количества студентов быстрыми темпами; ожидается более чем 50 % увеличение количества новых заявок.

В то время как отрасли высоких технологий являются еще только развивающимся сегментом в ОАЭ, тяжелая промышленность уже относится к другой категории и предоставляет возможности, от которых невозможно отказаться. Увеличивающийся спрос на морских перевозчиков побудил международные товарищества начать строительство сухих доков для сборки крупных судов, которые могут быть использованы для различных целей транспортировки грузов.

Отрасль строительства лодок и яхт также представляет интерес, сочетая полное производство и частичную сборку. В настоящее время в данном сегменте работают только несколько компаний, но рынок растет, особенно с учетом того, что количество долларовых миллионеров в ОАЭ перевалило за 50 000. Данный сегмент представляет большой интерес также с точки зрения экспорта. Как минимум один производитель яхт в ОАЭ имеет активную экспортную базу в США.

Кроме того, свободная экономическая зона Джебель-Али стала местом капиталовложений в такие сегменты, как сборка и комплектация автобусов, машин скорой помощи и пожарных машин. Рынок производства пожарных машин и машин скорой помощи, фактически, представлен одной доминирующей компанией, но данный рынок отнюдь не является закрытым, как для местных продаж, так и и для регионального экспорта.

Нарождающимся сегментом можно назвать сегмент сборки большегрузных транспортных средств и тяжелого машинного оборудования, используемых в различных целях. Согласно недавнему исследованию, проведенному администрацией промышленного города Дубай, каждый год на рынке тяжелого машинного оборудования в странах-членах ССАГПЗ появляется более 1 миллиона нового оборудования. В частности, некоторые инвесторы проявили интерес к сборке транспортных средств, используемых для горно-добычных работ, работ на горных дорогах и строительства мега-проектов.