Пищевая промышленность ОАЭ

По данным правительства пищевая промышленность и производство продовольственных товаров составляют 46 % несырьевого промышленного сектора ОАЭ, что демонстрирует скрытый потенциал значительного роста для производителей переработанных пищевых продуктов. Заявленный годовой темп роста в данном секторе с 2005 года составляет более 11 %, при этом поставщики в сфере общественного питания потратили около 1,43 млрд долл. США на приобретение продуктов и ингредиентов у предприятий оптовой торговли.

Согласно определению, пищевая промышленность включает производство мясных изделий, молочной продукции, растительных масел, сахара-рафинада, хлебобулочных изделий, десертных продуктов, бутилированной воды и т.п. До конца 2005 года общие инвестиции в данный сегмент превысили 8,4 млрд долл. США (56 % всех промышленных инвестиций). Несмотря на то, что такой инвестиционный всплеск (с 0,82 млрд долл. США в 2001 году) был, главным образом, вызван новыми инвестициями в сфере производства бутилированной воды, скрытым фактором является колоссальный рост численности населения, который втрое увеличил размер основного рынка всех продовольственных продуктов в стране.

Если рассматривать вопрос на социо-экономическом уровне, существует несколько факторов, обуславливающих уникальные инвестиционные возможности рынка продовольственных товаров ОАЭ по многим причинам. Учитывая тот факт, что экономика страны ориентирована на присутствие иностранных рабочих, около 75 % населения ОАЭ составляют одинокие мужчины, и данный фактор повлиял на формирование пищевой промышленности в регионе и привел к повышенному спросу на недорогие блюда быстрого приготовления.

Резкое увеличение численности населения само по себе сыграло роль дополнительных возможностей. Численность населения увеличилась с 4,3 млн человек в 2007 году до более 11 млн к концу 2010 года, что немедленно отразилось на увеличении спроса на продовольственные запасы. Такие изменения социологического характера не только способствовали расширению рынка продовольственных товаров в регионе, но и сказались на потребительских привычках и, впоследствии, открыли путь новым идеям.

С учетом того, что страна импортирует 90 % своего рынка продуктов питания объемом 4 млрд долл. США (как для местного потребления, так и для целей реэкспорта), можно выделить две возможные сферы для иностранных инвестиций, направленных на развитие этой индустрии: увеличение объемов местного производства, которые бы удовлетворили растущий спрос в ОАЭ, и использование центрального положения страны для регионального производства. Недавнее исследование, проведенное в рамках Арабского форума в области пищевой промышленности, показало, что ОАЭ производит только 36 % от своего объема потребления пищевых продуктов — нехватка, скрывающая потенциальные возможности в данном сегменте. Сельскохозяйственная продукция, мясо и птица, а также бакалейные товары — лишь некоторые примеры областей, в которых ощущается такой дефицит.

По последним сведениям Министерства экономики на пищевую промышленность приходится 46 % совокупных несырьевых инвестиций страны, при этом в данном сегменте свою деятельность осуществляют 150 компаний.

Рынок мясных продуктов развивает в геометрической прогрессии, что связано с различным традициями, а также высокой покупательской способностью. Тогда как основным бизнесом в данном сегменте является импорт домашнего скота, также предоставляются реальные возможности развития деятельности по переработке и упаковке, удовлетворяющей потребности работающих семей и отдельных иностранных сотрудников. В настоящее время значительную роль в данном сегменте регионе играет свободная экономическая зона Джебель-Али по причинам,связанным с логистикой. За последние десять лет ряд крупных компаний из Саудовской Аравии и Кувейта переместились в Джебель-Али с намерением выгодно использовать стратегическое положение данной зоны и облегчить доступ к людским ресурсам. Известная компания по упаковке мясных изделий Americana теперь располагается в Джебель-Али.

Более того, создание частных скотобоен на территории свободных экономических зон ОАЭ предоставило многим компаниям возможность импортировать собственный домашний скот и впоследствии начать производство свежего мяса для сбыта в регионе. Общий объем рынка переработки мяса в странах ССАГПЗ, из года год наращивающий темпы роста, составляет 18 млрд долл. США.

Существенные перспективы имеют франчайзинг и брендирование продовольственные товаров. Принимая во внимание, что около трех четвертей населения страны имеют иностранное происхождение, международные продовольственные товары пользуются высоким спросом и представляют огромные возможности для развития данного сектора.

В настоящее время международные производители используют Дубай в качестве производственной базы для установления своего присутствия в регионе в попытке заполучить еще больший кусок продовольственного сектора стран Персидского залива стоимостью 12 млрд долл. США, а также стремясь удовлетворить местный спрос на продукцию, реализуемую по франшизе.

Спрос на международные марочные продукты питания подкрепляется бурно развивающимся туристическим сектором ОАЭ. Два года назад накануне глобальных экономических потрясений компания Nestlé открыла в свободной экономической зоне Джебель-Али в Дубае фабрику площадью 100 000 кв. м для обеспечения регионального центра своей продукцией.

Как прокомментировала Americana, рост частных торговых марок и динамично развивающийся рынок свидетельствуют о жесткой борьбе между производителями марочных продуктов питания. Все большее количество местных предприятий увеличивают свою долю на местном и региональном рынке. Один из ведущих инвесторов Al Ghurair Foods недавно открыл крупный овсозавод, предназначенный для удовлетворения потребностей рынка овса на Ближнем Востоке, полуострове Индостан (включающий Индию, Шри-Ланку, Пакистан, Бангладеш и т. п.), а также в странах Африки. Кроме того, увеличение количества гостиниц и конференц-центров по всей стране создало еще больший спрос на услуги общественного питания, данный сектор в настоящее время становится одним из наиболее быстро развивающихся сегментов услуг, связанных с организацией питания. На сегодняшний день во всех семи эмиратах функционируют более 400 гостиниц и, как минимум, один крупный конференц-центр в каждом отдельном эмирате. Каждую неделю в течение всего года в Дубае проходят, как минимум, две выставки/конференции. Примерно столько же мероприятий проводится в Абу-Даби и Шардже.