Развитие инфраструктуры ОАЭ

В непростой период экономического спада государственные расходы на развитие инфраструктуры смогли вселить в инвесторов уверенность в завтрашнем дне рынка ОАЭ. Что из себя представляют проекты в сфере развития инфраструктуры, которые демонстрируют намерения правительства создать одну из наиболее современных и перспективных инфраструктур в мире?

Рынок инфраструктуры в ОАЭ — один из наиболее быстро развивающихся рынков в мире. Запланированные проекты по созданию и развитию инфраструктуры нацелены на удовлетворение всех первоочередных потребностей во всех аспектах и во всех районах страны. Государство планирует не только развитие новой инфраструктуры, но и поддержание, совершенствование и реконструкцию старых систем общего пользования, которые утратили способность поддерживать развивающуюся экономику и увеличивающееся население. В высшей степени современная и тщательно продуманная инфраструктура ОАЭ включает порты, аэропорты, сеть автомобильных и железных дорог, а также многочисленные бизнес-парки.

Согласно расчетам в 2011 году государственные расходы на развитие инфраструктуры достигнут 2,04 млрд долл. США, или 23 % от совокупных государственных расходов. Имеющаяся современная и продуманная система портов и аэропортов не только способствует поступательному движению экономики страны, но и выполняет функции центральной в масштабе всего региона, побуждая правительство Эмиратов вкладывать еще больше инвестиций в данный сектор. В настоящее время в ОАЭ функционируют одиннадцать портов. Действующие порты Абу-Даби: Мина Заед — основные ворота для контейнеровозов и универсальных сухогрузных судов, порт Мусаффа, расположенный в самом центре промышленного города, и Фрипорт. Порты Дубая — это порт Джебель-Али — крупный и быстро расширяющийся глубоководный морской порт, и порт Рашид глубиной 13 метров и пропускной способностью 1 500 000 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. В Шардже также расположено два порта: порт Шарджа и порт Хорфакан; в остальных эмиратах по одному порту.

Все эмираты планируют увеличить пропускную способность своих портов. Увеличение пропускной способности терминалов порта Фуджейра связано с растущими потребностями нефтяных компаний, таких, как Gulf Petroleum, Oil Marketing & Trading group и сингапурской нефтяной компании Chemoil.

В ОАЭ насчитывается шесть международных аэропортов. Аэропорт Дубая — один из самых загруженных в регионе, который работает с более чем 112 авиакомпаниями; Дубай стал основным авиаузлом на Ближнем Востоке. Кроме того, в 2005 года в Дубае ведется строительство второго аэропорта «Аэропорт Джебель- Али» площадью 140 кв. км. Новый аэропорт станет крупнейшим воздушно-морским центром перевозок на Ближнем Востоке. Контроль и эксплуатация аэропортов Дубая осуществляется Управлением гражданской авиации Дубая, тогда как международный аэропорт Абу-Даби, аэропорты Аль-Батин и Аль-Айн находятся в ведении компании Abu Dhabi Airports Company (ADAC). Также, в связи с расширяющейся деятельностью авиакомпаний RAK Air и Air Arabia, аэропорты появились в Шардже и Рас-аль-Хайме. Помимо модернизации сетей морских портов и аэропортов нашла свой путь к реализации стратегическая инициатива усовершенствования и развития внутренних и объединенных сетей автомобильных дорог. В 2006 году в ОАЭ было создано Национальное транспортное управление (NTA), задачей которого является развитие системы лицензирования, имеющей отношение к наземному транспорту, и предоставление лицензий соответствующим транспортным органам, охватывающим все виды наземного транспорта, в том числе федеральное сообщение между эмиратами и международное сообщение, согласно соответствующим законам и нормативно-правовым актам Объединенных Арабских Эмиратов.

С тех пор сектор наземного транспорта переживает переходный период роста. В настоящее время в ОАЭ создана дорожная автомобильная сеть высокого качества, состоящая из 4 000 км асфальтированных дорог, объединяющая эмираты, а также всю страну с Султанатом Оман и Саудовской Аравией. Департамент транспорта Абу-Даби лично заявил о своем намерении вложить 68,1 млрд долл. США в развитие транспортного сектора (автомобильные и железные дороги) эмирата.

В целях снижения зависимости от транспортных средств, выделяющих отработанные газы, в 2005 году в Дубае начато строительство метрополитена. В 2009 году было открыто 10 станций, к 2011 году ожидается функционирование 29 станций. Абу-Даби также планирует развивать свою систему подземных железных дорог протяженностью 130 км, соединяющую основные района
эмирата. На стадии проектирования находится еще одна сеть железных дорог, которая объединит северные эмираты с железными дорогами Дубая и Абу-Даби. Перед крупными строительными компаниями открываются большие возможности.

Также отмечен рост в секторе утилизации твердых отходов и очистки сточных вод в связи с увеличившимися объемами производства опресненной воды и твердых отходов населением ОАЭ, численность которого постоянно увеличивается. ОАЭ являются одним из трех крупнейших производителей твердых отходов на душу населения в мире.

Большая часть городских территорий и промышленных районов, а также все новые строительные объекты подсоединены к канализационной сети общественного пользования. Утилизация твёрдых отходов осуществляется на уровне муниципалитетов и достаточно хорошо развита. Было объявлено о развитии системы канализации в Аджмане, Фуджейре и Рас-аль-Хайме. Посредством тендеров и партнёрских соглашений с государственным сектором или местными предприятиями международные компании могут воспользоваться преимуществами таких больших перспектив.

ОАЭ были одним из первых государств, в которых были созданы особые свободные зоны с уникальной инфраструктурой, предназначенные для удовлетворения требований конкретного сектора. В ОАЭ насчитывается 47 свободных зон, некоторые из них ориентированы на секторы определенных услуг, например, Dubai Media city (направление: медиа-услуги) и Dubai Healthcare (направление: развитие здравоохранения). В целях содействия торговле и инвестиционной деятельности во всех эмиратах было создано несколько свободных зон, например, СЭЗ Хамрия, СЭЗ Фуджейра и СЭЗ Аджман. В мае 2004 года в Абу-Даби было учреждено Верховное управление по специальным экономическим зонам в целях обеспечения комплексной инфраструктурой, соответствующими условиями ведения бизнеса и профессиональными услугами посредством создания и управления особыми зонами в Абу-Даби. Также на территории аэропорта Абу-Даби планируется создание зоны свободной торговли площадью 4 млн кв. м и еще 12 свободно-экономических зон.