Средства массовой информации ОАЭ

Обладая специализированными зонами, созданными исключительно для обслуживания медиа-сектора, наряду с благоприятным регулированием коммерческой сферы и стратегическим расположением в сердце региона ССАГПЗ, ОАЭ, определенно, являются идеальным центром не только для обслуживания внутреннего рынка, но и для предоставления высококачественных медиа-услуг, включая рекламу и маркетинг, издательские услуги, телерадиовещание и медиа-консультирование, всему региону Ближнего Востока и Северной Африки.

Существенный рост в медиа-секторе с 1999 года, когда телерадиовещательные компании можно было пересчитать по пальцам, является результатом усилий, направленных на позиционирование страны как мирового центра СМИ. Сегодня в ОАЭ работают более двадцати пяти национальных телевизионных каналов, десять национальных радиостанций, более двухсот спутниковых телевещателей, большое число традиционных и онлайн-газет и журналов. Стимулируя инновации и высокое качество услуг в своем развивающемся медиа-секторе, ОАЭ привлекают мировые медиа-компании со всего света.

Как эффективный шаг на пути к развитию медиа-сектора, конкурентоспособного в мировом масштабе, в 2006 году был создан Национальный совет по СМИ (National Media Council, NMC) для надзора за развитием СМИ в стране и поддержки медиа-активности. Миссия совета, заключающаяся в создании единой регуляторной среды для медиа-сектора, дает четкое представление о том, насколько в действительности сильна готовность нации к созданию отрасли мирового класса.

Создание эффективной технической основы для телерадиовещания всегда было приоритетом для ОАЭ. В 2006 году Управление по регулированию телекоммуникаций приобрело права на 225 цифровых каналов на Региональной конференции по радиосвязи Международного союза электросвязи (ITU) для обеспечения возможности проведения большего количества каналов по меньшему числу воздушных линий путем перехода с аналогового на цифровое вещание.

Размещаясь в ОАЭ, теле- и радиовещательные компании могут иметь доступ к различным региональным рынкам, говорящим на нескольких языках, с разнообразными интересами и потребностями. Они легко могут привлечь для этого квалифицированных специалистов из самой страны и ее соседей.

Учитывая располагающую регуляторную среду и благоприятный климат для инноваций, а также мультикультурный состав общества, ОАЭ обладают всем необходимым для сохранения своего лидерства как регионального центра телерадиовещания. Уже сейчас в ОАЭ располагается наибольшее число телевизионных и радиоканалов, способных вещать на арабский мир; они осуществляют деятельность из различных медиа-парков, разбросанных по стране. Страна не только предоставляет инфраструктуру и привлекает своей либеральной культурой и благоприятной для бизнеса политикой правильные кадры для оживления данного сектора, но и создает необходимые бизнес-комплексы, позволяющие телерадиовещателям использовать самые передовые технологии для увеличения охвата и повышения качества вещания.

Печатная отрасль ОАЭ также развивается, судя по количеству названий газет, которое возросло с 9 в 2003 году до 14 в 2009 году. Учитывая разнообразие интересов населения региона, ОАЭ также способствовали развитию региональных журналов. Количество журналов, работающих из ОАЭ, превысило сто. Хотя ОАЭ являются относительно небольшим рынком с ограниченным охватом аудитории, большинство журналов видят более широкую картину и организуют в ОАЭ свой центр по распространению экземпляров изданий как в цифровой, так и в бумажной форме по всему региону. Газетно-журнальная отрасль эффективно пользуется относительно низкой стоимостью полиграфических услуг по сравнению с другими странами региона, получая экономическую выгоду.

Осознавая важность модернизации, стандартизации и повышения рентабельности печатной отрасли для развития здорового и конкурентоспособного медиа-кластера, ОАЭ создали специализированные бизнес-парки и инфраструктуру, чтобы стать региональным центром издательского дела. В 2003 году была создана «Международная зона медиа- производства» (International Media Production Zone, IMPZ) как специализированная зона медиа-производства для развития деловой среды, уникальным образом ориентированной на потребности компаний, занимающихся полиграфией, печатью, издательской деятельностью, изготовлением упаковки и медиа-производством.

ОАЭ также являются страной с одними из с самых быстрых темпов роста рекламной деятельности в регионе ССАГПЗ. Доходы этого наиважнейшего медиа-сегмента постоянно увеличиваются с 2003 года. Согласно данным, опубликованным Всеарабским исследовательским центром (Pan Arab Research Centre, PARC), общие расходы ОАЭ в течение первых трех месяцев 2011 года достигли 349 миллионов долларов США, что составляет 12 процентов от общих расходов Ближнего Востока в первом квартале 2011 года.

Несмотря на относительный спад, наблюдавшийся в расходах на рекламу ввиду общих экономических условий, вызванных глобальным экономическим и финансовым кризисом, рекламная отрасль ОАЭ интенсивно восстанавливается и совершает существенный переход к новым средствам рекламы и новой структуре отрасли.

Цифровые СМИ и социальные СМИ в настоящее время являются доминирующими средствами маркетинга и рекламы в регионе, что ведет к необходимости применения других компетенций и производственных ресурсов. Сегодня в ОАЭ работают первоклассные международные рекламные агентства, и страна действительно является региональной столицей отрасли рекламы и продвижения.

Был создан ряд основательных свободных экономических зон и бизнес- парков, готовых предоставить все необходимое, что может потребоваться компании, работающей в сфере СМИ. «Медиа-город» Дубая (Dubai Media City), «Креативный город Фуджейры» (Fujairah Creative City), зона twofour54 в Абу-Даби и «Медиа-город Рас-аль-Хайма» (RAK Media City) – вот лишь несколько примеров стратегических площадок для организации медиа-компании в ОАЭ.

«Медиа-город» Дубая (Dubai Media City), инициатива Управления по свободным экономическим зонам в сфере технологий, электронной коммерциии СМИ г. Дубая (Dubai Technology Electronic Commerce and Media Free Zone Authority), был создан в 2000 году, чтобы организовать высокотехнологичную инфраструктуру и благоприятную среду для предприятий сферы СМИ, позволяя им работать на весь мир из Дубая. «Медиа-город» Дубая — это место, где любой медиа-бизнес, особенно телерадиовещание, издательское дело, реклама, связи с общественностью, музыка, новостные СМИ, производство и постпроизводство, будет процветать. Хорошо известные медиа-группы, такие как MBC, имеющая наибольшие аудитории в регионе, выбрали DMC местом расположения своих штаб-квартир.

Медиа-сектор ОАЭ богат медиа-компаниями мирового класса. Компания Abu Dhabi Media Company (ADMC), образованная в июне 2007 года для оживления отрасли СМИ в столице ОАЭ, уже утвердилась в качестве ведущего поставщика услуг в сфере СМИ и развлечений на различных медиаплатформах в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. ADMC владеет и управляет тремя телевизионными каналами, четырьмя радиостанциями, тремя газетами, тремя журналами и издательством. Компания также планирует увеличить свой портфель, инвестируя 1 миллиард долларов США в подготовку и съемку 40 художественных фильмов.

Компания Dubai Media Incorporated (DMI), еще один медиа-гигант ОАЭ и региона, держит шесть телевизионных каналов, три газеты, издательство и две радиостанции. С целью диверсификации своего портфеля DMI планирует запустить журнал и радиостанцию.